FACRE-DMS
Транспортный сектор | 2021

ВМП "Гайдамак" - аудит стоимости и премии в сделке M&A

В декабре 2021 года транспортная группа FESCO, владеющая Владивостокским морским торговым портом (ВМТП), закрыла сделку по покупке АО "Порт Гайдамак".

Объект поглощения – АО "Порт Гайдамак", представляет собой относительно некрупный актив, расположенный в вершине бухты Золотой Рог, обладающий площадью тылов порядка 2 га и обработавший по итогам 2020 года чуть менее 200 тыс. тонн грузов.

Динамика перевалки 2012-2020
Динамика перевалки 2012-2020

Динамика объема перевалки порта в тыс. тонн на горизонте 2012-2020 представлена на рисунке слева.

Специалисты компании, учитывая значительный накопленный опыт АССО-Инвест в сфере оценки и анализа активов в сегменте морской перевалки, были включены в группу консультантов на стороне АО "Порт Гайдамак" с целью аудита цены сделки и анализа оснований для учета премии.

Специфика организационной и технологической модели бизнеса АО "Порт Гайдамак" определила невозможность непосредственного использования популярных отраслевых мультипликаторов, связывающих операционные и финансовые показатели со стоимостью бизнеса, что привело ряд отраслевых экспертов к ошибочным предположениям о стоимости АО "Владивостокский морской порт "Гайдамак".[1]

Специалисты АССО-Инвест выполнили анализ технологических особенностей терминала АО "Порт Гайдамак", сопоставили операционные и финансовые показатели порта с результатами ближайших конкурентов, в т.ч. локализованных в морских портах Владивосток, Находка и Восточный. Для получения альтернативного взгляда на ситуацию была сформирована широкая выборка зарубежных операторов контейнерных терминалов, включая терминалы, прошедшие сделки M&A в период 2015-2019 годов, освещенные в зарубежной отраслевой прессе.

Кроме того, в ходе аудита были сопоставлены технологические особенности смежных терминалов АО "Порт Гайдамак" и ТГ FESCO, оценены риски размещения зернового терминала в рассматриваемой локации и рассмотрены альтернативные варианты использования объединенных тылов двух терминалов.

По итогам соответствующих расчётов, заказчику были представлены основания, позволяющие обосновать премию к цене сделке, исходя из стратегических возможностей, открывающихся покупателю вследствие инфраструктурной синергии двух смежных терминалов, взаимно нивелирующих недостатки друг друга.

Источники

[1] Например, в статье "FESCO приобрела «Порт Гайдамак» для модернизации под зерновые грузы", ВЕДОМОСТИ, 07.12.2021.

Наша команда в проекте
Сергей Остропольцев

Сергей Остропольцев

Директор Компании
Михаил Быков

Михаил Быков

Эксперт-оценщик