Транспортный сектор Приморья - ведущий сектор экономики края, обеспечивающий наибольший вклад в ВРП Приморского края
Транспортный сектор Приморского края
Экономика Приморского края | 02м2020

Транспортный сектор Приморского края: итоги 2019

Географическое положение Приморья определяет специфику транспортного сектора экономики Приморского края, становым хребтом которого является Транссиб и его выход на три морских транспортных узла: Владивостокский, Восточно-Находкинский и Хасанский (Южный).

Среди основных черт этой специфики, прежде всего, необходимо отметить преобладание транзитных грузов, генерируемых/поглощаемых вне территории Приморского края - в прочих регионах России, странах АТР и, в относительно небольших объемах, странах Западной и Восточной Европы.

Свою роль, определяющую масштаб локального рынка, и, соответственно, масштабы потребности в транспортных услугах, играет и небольшая численность населения Приморского края, составляющая по итогам 2019 года 1.89 млн. человек (1.29% от численности Российской Федерации в целом, и 23.2% от численности населения ДВФО). [1]

Вклад транспортного сектора в ВРП Приморского края, 2005-2017.[2]
Вклад транспортного сектора в ВРП края

Транспортный сектор Приморского края традиционно обеспечивает наибольший вклад в ВРП территории. Как видно на представленном слева графике, вклад сектора в экономику Приморского края с 2004 года колеблется в интервале от 19% до почти 23%, т.е. отрасль составляет примерно пятую часть экономики края. Это наиболее крупный сектор экономики Приморского края. Следом за транспортным сектором, с небольшим отставанием, порядка 3%-4%, идет сектор "Оптовая и розничная торговля", и далее – "Обрабатывающие производства", с долей в ВРП территории около 9%-10%.

За 16 лет, с 2003 по 2019 год, грузооборот портов Приморского края, имеющих выход на Транссиб, вырос более чем в три раза, с 42.4 млн. тонн, до 130.7 млн. тонн.

Грузооборот портов Приморья, 2003-2019 (млн. тонн)
Грузооборот портов Приморья, 2003-2019 (млн. тонн)

Владивостокский транспортный узел за этот период вырос в 2.1 раза, Восточно-Находкинский – в 3.3 раза, Южный – в 5.9. (см. график слева) Транспортный узел залива Находка, объединяющий два порта – собственно Находка и Восточный, связанные с Транссибом общим участком ДВЖД ст.Угловая – ст.Находка, является наиболее крупным – на него приходится почти 76% перевалки по итогам 2019 года. Доля Владивостокского транспортного узла по итогам 2019 года составила 18.3% в общем грузообороте портов Приморья, имеющих выход на Транссиб.

Различие в масштабах грузооборота связано со специализацией портов, расположенных в этих транспортных узлах. Высокая доля Восточно-Находкинского транспортного узла в грузообороте объясняется его специализацией на двух массовых грузах – угле и сырой нефти, поставляемых на экспорт. Владивостокский транспортный узел имеет ярко выраженную контейнерную специализацию.

Дифференциал специализации этих транспортных узлов стал приобретать четкие контуры в 2009-2011 годах, на фоне посткризисного восстановления объемов перевалки контейнеров (подробнее см. дополнительный материал на сайте - "Сухие порты – логистика перемещается в тылы"), и ввода в эксплуатацию нефтеналивного комплекса в Козьмино [3] в 2010 году, обеспечившего резкий рост грузооборота порта Восточный - в 1.9 раза, до 35.68 млн. тонн.

В перспективе можно ожидать сохранения этой специализации с постепенным ростом доли угля в структуре перевалки сухогрузов на фоне благоприятной перспективы целевых экспортных рынков (см. дополнительный материал на сайте – "Экспорт угля в ДВ портах: что остается за кадром?") и строительства новых терминалов по перевалке угля.

Объем перевалки контейнеров в портах Приморского края, имеющих выход на Транссиб, в период 2004-2018 вырос в 3.22 раза, с 424.6 тыс. TEU, до 1,367.5 тыс. TEU.

Перевалка контейнеров в Приморье, 2004-2019 (млн. TEU)
Перевалка контейнеров, 2004-2019 (млн. TEU)

В структуре перевалки контейнеров доля контейнеров экспортного направления постепенно выросла с 16% до 35% (см. график слева). Доли контейнеров импортного направления на начало и конец рассматриваемого периода близки - 35% и 37% соответственно. При этом можно отметить, что доля импорта снижалась в период девальвации рубля в 2009 и 2015 годах – с 43% до 35% и с 39% до 33% соответственно. В период укрепления рубля доля импорта, напротив, возрастала, как, например, в 2006-2007 г.г., когда этот параметр достиг максимального значения за рассматриваемый период – 54.1%.

Транзитная составляющая в контейнерной перевалке портов Приморья в рассматриваемый период претерпевала значительные изменения.

По итогам 2004 года транзит превысил отметку 121 тыс. TEU, что составило рекордные 28.6% в структуре перевалки контейнеров в Приморье. Однако сначала резкий рост жд тарифов, а затем и кризис 2008 года практически "убили" транзит – по итогам 2009 года было зафиксировано всего 3.9 тыс. TEU транзитного направления.

К 2014 году транзитный поток почти достиг исходного уровня, незначительно превысив отметку 100 тыс. TEU, однако запуск Китаем сухопутного коридора проекта OBOR через Казахстан снова изменил динамику в негативную сторону (см. дополнительный материал на сайте – "МТК Приморья: в тени большого брата").

Многократно завышенные, что мы отмечали еще в 2015 году (см. дополнительный материал на сайте - "МТК Приморья: Реальный потенциал"), ожидания от МТК-1 и МТК-2 Приморья снова не оправдались. В частности, по данным Ассоциации морских торговых портов РФ, ООО "Морской порт в бухте Троицы" по итогам 2019 года показал "Наибольший рост перевалки контейнеров - в четыре раза, до 4 тыс. TEU".[4] Понятно, что на фоне контейнерооборота портов Приморья, вплотную приближающегося к 1.5 млн. TEU, это ничтожно мало.

Сноски

[1] Предварительная оценка численности постоянного населения на 1 января 2020 года и в среднем за 2019 год. Источник: Росстат, дата обращения 28.01.2020.

[2] Источник: Госкомстат, Данные 2005-2015 по ОКВЭД1, данные 2016-2017 - ОКВЭД2.

[3] Порт Козьмино является конечной точкой трубопроводной системы "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО). Порт обеспечивает перевалку сырой нефти на двух причалах, принимающих крупнотоннажные морские суда дедвейтом от 80 до 150 тыс. тонн.

[4] Источник: KORABEL.RU, 17.01.2020, КТСП по итогам 2019 года возглавил рейтинг морских контейнерных терминалов России.

Наши эксперты

Сергей Остропольцев

Сергей Остропольцев

Директор Компании
Вячеслав Андреев

Вячеслав Андреев

Эксперт АССО ExpNet
КТ в сделке M&A

Оценка пакета акций ЗАО "Пасифик Интермодал Контейнер"" для целей сделки M&A

МП в сделке M&A

Владивостокский морской порт "Гайдамак" - аудит стоимости в сделке M&A

ВМТП vs OBOR

Конкурентная среда ОАО "ВМТП" - эффект проекта OBOR