Оценка морских судов имеет специфику, отличающую ее от всех прочих видов оценки. Спектр несовпадений – от различий в классификации, до кардинального различия масштабов рынка – сугубо локального для недвижимости и практически наднационального для крупных морских судов.

Классификация судов

Обсуждая классификацию судов, прежде всего, отметим разный взгляд ГК РФ и оценочной практики на морские суда и суда внутреннего плавания. С точки зрения ГК РФ - морские суда (суда внутреннего плавания), подлежащие государственной регистрации, представляют собой недвижимое имущество.

С точки зрения Федерального Стандарта оценки "Оценка стоимости машин и оборудования (ФСО № 10)", морские суда (суда внутреннего плавания), как объект оценки, представляют собой отдельный вид машин и оборудования.

Привычная для экспертов классификация судов на основе их технических характеристик и предназначения, с точки зрения оценки, безусловно, важна, однако недостаточно информативна, поскольку не отражает особенности формирования ценности для собственника, исходя из которой, в конечном итоге, и устанавливается рыночная стоимость данного объекта оценки.

Вариант классификации судов, в большей степени отражающий специфику оценочной практики, был представлен, например, в Стандарте Российского Общества Оценщиков СТО РОО 21-03-98 "Оценка судов и плавучих технических средств освоения океана, шельфа и внутренних водных путей и водоемов" (в настоящее время не включен в состав Свода стандартов оценки ССО-2010 РОО).

В соответствии с данным Стандартом, суда как имущество, в зависимости от позиционирования на рынке, подразделяются на два класса:

  • специализированное имущество;
  • неспециализированное имущество;

Для целей оценки суда делятся на классы и категории. В зависимости от целей владения, суда, как специализированное и неспециализированное имущество, делятся на следующие категории:

  • используемые владельцем в коммерческих целях в основной деятельности предприятия;
  • используемые в личных целях (для проживания и отдыха владельца);
  • используемые в качестве объекта инвестиций;
  • недостроенные суда, находящиеся во владении в качестве незавершенного производства;
  • используемые владельцем с целью обеспечения основной деятельности предприятия (служебно-вспомогательные и обслуживающие суда);
  • полностью оборудованные и функционирующие как самостоятельный бизнес и оцениваемые исходя из их коммерческого потенциала;
  • суда, находящиеся во владении, но не используемые в деятельности предприятия владельца (из-за отсутствия фрахта, по техническим причинам и т.д.).

Порядок отнесения оцениваемого судна к конкретному классу и категории согласовывается с клиентом в ходе обсуждения и уточнения задания на оценку.

Процесс оценки судна

Независимо от характера и назначения, процесс оценки предполагает осуществление оценщиком следующих шагов (п. 16 ФСО-1):

  • заключение договора на проведение оценки, включающего задание на оценку;
  • осуществление сбора и анализа информации, необходимой для проведения оценки;
  • применение подходов к оценке, включая выбор конкретных методов оценки и осуществление необходимых расчетов;
  • согласование (обобщение) результатов применения подходов к оценке и определение итоговой величины стоимости;
  • составление отчета по оценке.

Кроме того, оценщик в ходе проведения оценки должен вести соответствующую документацию, подлежащую хранению в архиве оценщика в течение общего срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

Процесс оценки судов укрупненно

Этапы процесса оценки морского судна

Основные этапы процесса оценки морского судна представлены слева на рисунке.

Процесс оценки начинается с идентификации проблемы и объекта оценки. Данный этап фактически представляет собой формирование задания на оценку судна, которое определяет условия работы оценщика и перспективы использования подготовленного отчета по оценке. Далее оценщик переходит к формированию необходимого информационного массива.

Применительно к оценке судна, в этом информационном массиве можно выделить следующие блоки:

  • Юридическая информация;
  • Судовая документация;
  • Акты освидетельствования;
  • Бухгалтерская и экономическая информация по судну и условиям его эксплуатации;
  • Данные по рынку (отдельным сегментам рынка).

Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования (HBUA – Highest and Best Use Analysis) для эксплуатируемого судна рассматривает, прежде всего, возможности его использования по назначению.

В большинстве случаев, анализ HBUA для эксплуатируемого по назначению судна имеет относительно условный характер. Вместе с тем, необходимо учитывать вероятность и/или возможность перемещения судна для эксплуатации на иные торговые маршруты/линии, исходя из:

  • результатов изучения целевого рынка судна,
  • фрахтовой неравномерности по регионам,
  • баланса спроса/предложения secondhand и newbuild в целевом сегменте,

Кроме того, должное внимание необходимо уделить ситуациям реновации судов со сменой их назначения или класса, морального устаревания, а также сдачи судна на слом.

Далее оценщик приступает непосредственно к определению рыночной стоимости оцениваемого судна, используя все три классических подхода, либо отдельные из них, в зависимости от наличия необходимых данных и установленных ограничений.

Отметим, что в рамках Доходного подхода у оценщика имеется более широкий спектр инструментов, в сравнении с оценкой недвижимости. В частности, оценщик имеет возможность применить т.н. метод LTAV - Long Term Asset Value, известный как Hamburg Ship Evaluation Standard.

Определив индикативные уровни рыночной стоимости судна тремя подходами (или на основе 2-х подходов), оценщик устанавливает итоговое значение стоимости судна в рамках процедуры согласования (Reconciliation of Value Indications and Final Value Estimate).

Завершается работа оценщика составлением отчета по оценке морского судна (судна внутреннего плавания) и представлением результатов анализа клиенту.

MV для СРТМ

Рыночная стоимость НИС "Профессор Пробатов" для судебной экспертизы в рамках арбитражного дела №А59-1846/2017

Оспаривание таможенной стоимости СРТМ

Оценка СРТМ "Юго-Восток 7" в рамках арбитражного дела №А73-4930/2019 для целей оспаривания завышенной таможенной стоимости судна по иску ООО "МОРРЫБПРОМ" к Хабаровской таможне

Специфика рынка - высокая волатильность

Детальное знание целевого рынка является важным условием для объективной оценки судна.

В частности, высокая волатильность рынка обнуляет практическую ценность регрессионных моделей, основанных на исторических данных, активно используемых в российской практике оценки судов по причине сравнительно высокой стоимости актуализации баз данных.

В качестве примера приведем динамику цен на 5-ти летние суда в двух важных сегментах рынка - балкеры и танкеры, в период 2000-2015 г.г..

Источник:
Lloid's Maritime Academy, Galbraith's Weekly Report

Как видно из представленных данных, попытка оценить, например, балкер по состоянию на середину 2014 года на основе исторических данных, охватывающих период 2007-2009 г.г. приведет к завышению оценки.

Если дата оценки судна совпадает с периодом активного роста цен, то, например, попытка оценки танкера на 2007 год, исходя из исторических данных, "цепляющих" период 2000-2005 г.г., приведет к занижению стоимости судна.

Тарифы на оценку судов - 2020

Действующие тарифы на выполнение оценочных работ, рекомендованные Приморским РО РОО.